Станция Академия Наук

Вам случалось побывать в академии наук, хотя бы миниатюрной, и видеть учёных, пусть даже будущих? Когда в ДТДМ «Китеж плюс» проходил конкурс «Техноград», я отправилась в почти настоящую Академию наук, располагавшуюся в конференц-зале и, войдя туда, замерла.

морской порт

В большой просторной комнате на столе на белоснежных листах бумаги стояли строгие приборы, словно в настоящей лаборатории. Воздух, казалось, был наэлектризован ожиданием чего-то непостижимого. За столом сидел педагог Елена Александровна Сорина. Пока мы ждали участников, она рассказала мне суть предстоящих им заданий.

Сначала ребятам нужно вспомнить и написать, как называется каждый из приборов и для чего он нужен. Многие устройства были мне совершенно незнакомы и Елена Александровна объяснила, что кроме угольника, линейки и различных типов весов там находились бинокуляр (микроскоп, в который можно смотреть двум глазами), предмет, похожий на щипцы или пинцет с коробкой на конце, предназначенный для ловли опасных жучков, а также ёмкость, в которую насекомое можно поместить путём всасывания – одна трубка направляется на насекомое, а через вторую – с сеткой - оно «вдыхается» внутрь.

Какими же умными должны быть ребята, чтобы знать такие необычные приспособления! Однако это была лишь первая часть задания.

Потом Елена Александровна подвела меня к столику, который я не заметила раньше. На нём лежали птичьи гнёзда, окаменевшая морская губка, высохшая шкурка змеи и очень симпатичный сушёный таракан. Ребятам придётся выбрать один из этих предметов и измерить его при помощи как можно большего количества приборов. В этом исследовании важно не получить какой- либо результат, а показать умение пользоваться научной аппаратурой.

В зал вошла команда пятиклассников. У нее не было капитана, его пришлось выбирать здесь же голосованием, и ребята проявили себя не с лучшей стороны – возглавить команду хотел каждый, все спорили, кричали и не хотели слушать друг друга, но в итоге все-таки выбрали капитаном мальчика по имени Егор и приступили к первому заданию. Сначала ребята наперебой выкрикивали названия приборов, показывая недюжинные знания, а когда известные им устройства закончились, стали искать назначение сложных приспособлений. Ребята нажимали на все кнопки, заглядывали во все дырки, с интересом исследовали приборы и могли бы додуматься до правильных разгадок, если бы не мешали друг другу. Елена Александровна объяснила им второе задание и капитан, имевший право выбора, подошел к столику. Сначала он хотел выбрать для измерений сушеного таракана, но девочки подняли такой визг, что пришлось остановиться на змеиной шкуре. Сначала ее измерили рулеткой, потом положили под бинокуляр. Я заглянула в него и увидела на светло-коричневом фоне светящуюся таинственными золотыми крупинками складку змеиной кожи. Удивительное зрелище! Ребята так увлеклись, что совсем забыли про задания, а когда опомнились, время уже поджимало. Потом шкуру положили на электронные весы, но она оказалась слишком легкой и из этого ничего не вышло. На лист ответов записали также лупу и угольник, но из-за нехватки времени задание было прервано. Из десяти возможных на этой станции баллов команда получила 5,5, в основном, из-за несобранности и нежелания слушать друг друга. Капитан Егор заявил, что задание было сложное и немного непонятное, но очень даже интересное. Егор считает, что с командой ему повезло – ребята настроены на победу, но мальчик честно признался, что готовились они, в основном, к Электростанции, где набрали 10 баллов. В будущем Егор не собирается заниматься наукой. Он хочет стать дипломатом.

Когда команда ушла со станции, Елена Александровна сказала, что ребята не раскрыли большей частью те приборы, о которых нужно было догадаться. Я думаю, что на следующих соревнованиях эта команда выступит лучше и выиграет. Может быть, кто-то из ребят всерьез заинтересуется наукой. Для тех, кто хочет изучать природу, Елена Александровна ведет во Дворце творчества детей и молодежи "Молодежный творческий форум Китеж плюс" кружок «Шаги в природу», который имеет следующие программы: Для младшего возраста:

-Домашний зоопарк (о домашних животных)
-Первые шаги в природу
(о диких животныхЛенинградской области).

Для более старшего возраста:
-Полевая орнитология
-Основы зоологии (о животных Земли).

Я попрощалась с Еленой Александровной и направилась в актовый зал, где уже награждали победителей. Там, в таинственно - праздничном свете прожекторов, я узнала, что команда, выступление которой я только что видела, заняла в конкурсе третье место, чем осталась очень довольна.

Возвращаясь, я заглянула в Академию наук. Она была пуста. Все так же стояли на столе приборы, которые столько видели на своем веку. И вновь меня охватило волнующее предчувствие великого открытия. Может быть, оно совершится именно в этом кабинете?.. Он хранит какую-то тайну. Будет ли она разгадана?

Евгения Минеева

ТЕХНОГРАД. ПОСЛЕСЛОВИЕ.

Какими же качествами должна обладать команда, достойная победы? Прежде всего, коммуникабельностью и умением быстро ориентироваться в сложных ситуациях, а также открытостью к новым знаниям, готовностью быстро схватывать, навыками работы в команде и эрудицией. Важно скоординировать работу группы, поэтому ребята должны уметь общаться между собой и бесконфликтно приходить к компромиссу. Так или иначе, важен вклад каждого. Все участники этой ступени соревнований оказались достойными победы, а потому разделили между собой призовые места.  Основная цель проекта – заинтересовать ребят и привлечь их внимание к миру науки и техники, ведь именно от молодого поколения зависит будущее развитие вышеупомянутых дисциплин. Мы надеемся, что это направление будет активно развиваться и наполняться новым содержанием, а с каждым годом в игре будет принимать участие все большее количество ребят.

Лена Цурикова